[слав. ; греч. αἰωνία ἡ μνήμη], формула торжественного поминовения.
Выражение «В. п.» возникло в эллинистическую эпоху как форма прославления того или иного выдающегося лица (живого или умершего). В визант. эпоху употреблялось в том же значении, в частности, применительно к уже почившим выдающимся церковным деятелям (напр., в Деяниях IV Вселенского Собора 451 г.: «Вечная память Кириллу!» - ДВС. Т. 2. С. 242). Как торжественное прославление почивших императоров-защитников Церкви и правосл. иерархов вошло в чин Торжества Православия (см. Православия неделя), посвященный воспоминанию восстановления иконопочитания в 843 г.
В позднейшей правосл. богослужебной традиции «В. п.» стало песнопением, заключающим собой последование панихиды по усопшим, где оно поется трижды после возглашения диакона: « » - с поименным поминовением (если диакона нет, возглашение и «В. п.» заменяется словами: « ») (Типикон. [Т. 1.] С. 65). Во время «В. п.» принято совершать 3 удара в колокола.
«В. п.» также указывается Требником в конце чинов отпеваний мирян и младенцев, предваряемое возглашением: « » (Требник большой. Л. 106 об.). На практике «В. п.» поется в конце всех заупокойных последований и обычно предваряется панихидным возглашением. Особый вид «В. п.» - троекратное пение братией мон-ря слов: « » - с прибавлением: « » - в конце вседневной заупокойной литии (Типикон. [Т. 1.] С. 52-53).
Поскольку «В. п.» ныне воспринимается как исключительно заупокойный текст, не принято петь его в честь прославленных святых. Пение «В. п.» в последний раз и затем уже величания в честь новопрославленного святого представляют собой центральный момент торжественного богослужения в честь канонизации. Единственный пример в совр. богослужебных книгах, когда «В. п.» употребляется в более древнем значении восхваления выдающихся деятелей Церкви, как прославленных в лике святых (напр., св. равноапостольных Константина и Елены), так и неканонизированных,- это «В. п.» в чине Торжества Православия (Чин в Неделю Православия. СПб., 1869).
В богослужении католич. Церкви существует песнопение, начинающееся с похожей фразы «Покой вечный» («Requiem aeternam»), по к-рому называют последование заупокойной мессы - реквием.